Потёмина Марина Сергеевна

  кандидат филологических наук, доцент

triangle
About Us

онлайн Дневник

Конференция Кельман

Германисты БФУ им. И. Канта и генеральное консульство Федеративной Республики Германии 1—2 октября 2014 года провели в Кали- нинграде симпозиум на тему «Творчество Даниэля Кельмана в ракурсе междисциплинарности». Мероприятие прошло в рамках «Года немецкого языка и литературы в России — 2014/2015», который в середине сентября был торжественно открыт в Москве.

Симпозиуму предшествовали показ одноименного фильма режиссера Детлева Бука и доклады о двух основных действующих лицах романа — Карле Фридрихе Гауссе и Александре фон Гумбольдте. В литературной конференции приняли участие ученые из России и Германии, в том числе из Киля, Геттингена, Иваново, Воронежа, Санкт-Петербурга.

В рамках конференции были рассмотрены такие актуальные для современного литературоведения вопросы, как поэтика произведений Даниэля Кельмана; ирония, полижанровость и интертекстуальность как основа идиостиля Д. Кельмана; социальная проблематика в творчестве Даниеля Кельмана, а также проблемы междисциплинарности в современной филологии.

Наиболее интересные доклады, прозвучавшие на конференции, публикуются в предлагаемом вашему вниманию разделе. Так, к вопросам поэтики Д. Кельмана обращается Альберт Майер. Саморефлексия, ирония и юмор рассматриваются в его докладе через призму авторских комментариев и других метатекстов. М. С. Потёмина в своей статье на примере романа Д. Кельмана «Слава» показывает, каким образом метадискурсивные элементы становятся основой моделирования современного романа и отражения художественного сознания автора.

На уровне субъектно-объектных отношений изучает игровое пространство романа Д. Кельмана «Измеряя мир» Ю. Л. Цветков. Две игровые стратегии — эмпирического измерения и интуитивного осмысле- ния мира — объединяются в книге, по мнению ученого, в ироническом скептицизме и самоиронии. Проблему субъекта в контексте многообразия способов создания художественной реальности в романе «Я и Каминский» рассматривает Ю. В. Каминская. Роман Д. Кельмана сопоставляется в статье с поэтическими произведениями немецкоязычных авторов, что позволяет приблизиться к осмыслению наиболее общих тенденций современной культуры.

Принцип визуализации художественного пространства как основу «авторской эстетики повествования» в романе «Последний предел» изучает Д. А. Чугунов.

В статье Т. А. Потёминой на базе отрывков из романов Х. Консалика «Путешествие к Огненной земле» и Д. Кельмана «Измеряя мир» предпринимается попытка концептуального осмысления научной парадиг- мы в современной прозе и возможности ее применения в качестве материала для обсуждения на занятиях по немецкому языку с аспирантами.